Разговор о любом актёре немыслим без перечисления ролей, воплощённых им на сцене. Но и среди лучших сценических работ каждого артиста есть особо близкие сердцу. Одна из таких работ в творческом багаже народной артистки республики Нисы Бакировой – роль безымянной Старушки в драме Ф.Булякова «Москва – Васютки». Драме, которая стала событием в театральной жизни не только города, но и республики, и даже в известной степени России. Поэтому в нашем рассказе мы решили обойтись без послужного списка актрисы, ограничившись одной ролью. Даже если бы в её творческой судьбе не было ни одной другой работы, этой хватило бы, чтобы говорить о ней как о подлинном мастере сцены.
И дело тут даже не в охапке премий, которыми была отмечена эта работа на фестивалях разных уровней, вплоть до международных. Премии – это оценка титанического труда коллектива театра: автора, режиссёра, художников, работников сцены… И, конечно же, актёров. Половина блистательной актёрской работы лежит на Нисе Бакировой. Хотя бы потому, что в спектакле-диалоге задействованы всего двое исполнителей. Это два мастера сцены, ведущие актёры нашего театра народные артисты РБ Филарит и Ниса Бакировы.
Драматическая история супружеской пары, доживающей свой век в вагончике на заброшенном полустанке, была ими рассказана, что называется, на одном дыхании. Иначе и быть не могло. Иначе и не стоило браться за эту постановку. Говорят, что годы сближают. Что со временем партнёры по сцене начинают читать мысли друг друга. Это в первую очередь относится к Бакировым. Так блистательно сыграть в спектакле, где практически ничего не происходит, где множество огромных «чёрных дыр» из театральных пауз, и всё время держать зрителя во власти своего обаяния в нашем театре могут только они.
… Путь на сцену для шестилетней Нисы начался с какого-то заезжего самодеятельного коллектива из Оренбуржья . С этого момента девочка будет делить свою жизнь на две половинки: до посещения спектакля и после. И так до тех пор, пока мечта о сцене не приведёт её в Уфимское училище искусств. Сразу отметём закулисные перешёптывания: знаменитый дядя юной абитуриентки заслуженный артист России Ильшат Юмагулов был категорически против планов племянницы связать свою судьбу со сценой. И сразу дал понять: я сам поступил против воли отца, так что и ты на мою протекцию не рассчитывай.
В далёком семидесятом актёрская чета Бакировых начала работать на сцене Салаватского башкирского театра . Поженились они ещё на выпускном курсе. Потом три года Нисе Минивалеевне пришлось ждать мужа-подводника из армии. Несколько лет им приходилось работать на разных сценах: Филарита не хотели отпускать из Академтеатра. Окончательно тандем сложился уже в молодом Стерлитамакском театре в 1991-м. С тех пор невозможно представить этот коллектив без актёрской четы Бакировых.
… Спектакль «Москва – Васютки» оказался на международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» случайно. Его показали «в довесок», вне конкурсной программы. На спектакле Стерлитамакского театра негде было яблоку упасть. Зрители разве что на сцене не сидели. И немудрено: внеконкурсная постановка шла на малой сцене, где зал рассчитан на 80 мест. После спектакля началось что-то невообразимое. Казахи, киргизы, гагаузы, турки… наперебой лезли обниматься, поздравляли, целовали и благодарили за настоящую фестивальную работу. А режиссёр из Узбекистана и вовсе рухнул на колени перед Бакировыми. Чем, надо сказать, изрядно смутил артистов. За их многолетнюю актёрскую жизнь всякое бывало, но чтобы такое…
И все в один голос поставили вопрос перед организаторами фестиваля: «Почему эту работу решили показывать на малой сцене?» . Вопрос был уместен хотя бы потому, что именно в день выступления стерлитамакских артистов большая сцена пустовала. И тогда в качестве компромисса постановку включили в конкурсную программу. После этого у других спектаклей уже не было шансов…
Об этом наши артисты узнали в Анапе. Как говорит Филарит Абдулгазимович, «паровоз уже дымил, когда нас с Нисой зять прямо со спектакля привёз на железнодорожный вокзал». Они чуть ли не на ходу запрыгнули в последний вагон и покатили к морю, не зная о том, что творилось в это время в кулуарах фестиваля. И уже в Анапе в их номер ворвался взволнованный директор театра Т.Т.Искандаров: «Не знаю, верить или нет, но, говорят, наш спектакль взял Гран-при !».
… За плечами Нисы Бакировой четыре с лишним десятка лет, отданных театру. Одна актёрская судьба, которая вместила в себя сотни жизней, прожитых на сцене. И каждая, как судьба Старушки из триумфального спектакля, согрета теплом её сердца. Сердца подлинного мастера сцены.