Когда на сцене русского драмтеатра шёл спектакль по Островскому «Правда – хорошо, а счастье лучше!», перед зрителями развернулась канувшая в Лету жизнь купеческой Москвы. Казалось бы, что нам Гекуба, и что мы Гекубе? Однако… Однако в замоскворецких купцах XIX века все вдруг начали узнавать если не самих себя, то своих соседей.
Женщина рядом со мной удивляется:
- Вы только посмотрите на этого молодого наглеца! У нас менеджер – один в один. Да, одежда разная, но стиль поведения – не отличишь. До чего хорош!
«Молодого наглеца» Никандра Мухоярова играл артист Ильдар Сахапов. Бывалые зрители запомнили и оценили его с первого же выхода на сцену. А впервые он показался им Степаном в «Женитьбе» Гоголя. Стёпа был ревностным поклонником популярной идеи: как бы сделать так, чтобы ничего не делать. Эта мысль сквозила в каждом его движении, взгляде, в интонациях. Залюбуешься, глядя на парня, – наш человек!
Совершенно иным был Маурисьо в спектакле «Деревья умирают стоя». На этот раз герой Ильдара Сахапова был из племени идеалистов, которые твердят: «Философы объясняют мир, наше дело – изменить его к лучшему». Нет, Маурисьо – не пылкий революционер, готовый пожертвовать за идею и правыми, и левыми. Он считает, что нужно здесь и сейчас всячески поддерживать и помогать людям, попавшим в беду. Если мы будем понимать друг друга, помогать друг другу, мир обязательно изменится к лучшему. Актёр играл эту роль так убедительно, что хотелось встать и сделать что-то хорошее своим ближним и даже дальним.
Были у артиста и очень непростые роли слабых сильных людей: Доктора в «Тени» Евгения Шварца и Ивана Алексеевича в спектакле-шутке Зайкаускаса «Страсти». Доктор – сильный смелый человек. Слабым его делает семья. Он больше всего боится за любимых людей. В стране людоедов, оступись только, их скушают, не поперхнувшись. И артист играет свою роль так, что Доктору сочувствуешь, а не осуждаешь. Невольно начинаешь думать: а как бы я повёл себя на месте бедняги?
Иван Алексеевич – иной закваски. Этот милый интеллигентный человек испугался любви. Наивной, немного навязчивой, но зато самой настоящей, которая, увы, так редко встречается… Собственно, как мне показалось, Ильдар сыграл Антона Павловича Чехова, сбежавшего в своё время от удивительной, страстно влюблённой в него женщины – Лики Мизиновой. Сходство было поразительным. Не верите? Почитайте переписку Чехова и Мизиновой. Знал об их отношениях Ильдар Сахапов или нет, но получилось почти один в один. Откуда это чеховское ощущение жизни? Может быть, влияние города, где родился артист?
Ильдар Сахапов появился на свет в одном из самых старинных и красивых городов нашей республики – Бирске. Журналист Сергей Синенко писал, что там живут милые, немножко старомодные люди. Книги читают, на фортепьянах играют и знают ещё много ненужных вещей… Например, помнят дореволюционных владельцев старинных особняков, не забывают и бывшие названия улиц. Словом, рос Ильдар в уютном городе с красивой набережной и храмами. Школа, куда он поступил, тоже располагалась в прекрасном старинном здании. Когда-то там была женская гимназия. Учился будущий артист сразу в двух учебных заведениях – общеобразовательной и музыкальной школах. Когда пришло время выбирать профессию, юноша решил пойти в военные.
- Тогда, – вспоминает Ильдар, – у нас, мальчишек, в моде были военные. Вот я и поступил в Челябинское высшее военное автотранспортное училище. Попал в элитный отряд, потому что умел играть на баяне. Но очень скоро меня стала доставать жизнь по режиму и уставу – не моё это. Отчислился. Чтобы не терять время даром, по совету старшего брата поступил в колледж радиоэлектроники.
А как же театр? А театр не уйдёт от того, кто родился артистом. Артист – он всегда артист, даже с паяльником в руках. Необходимость иногда притворяется случайностью. Ильдар долго думал, что в театр привёл его случай, но это не так. Просто всему своё время. В колледже он играл в КВН. Очень нравилось, однако хотелось чего-то большего. Однажды узнал стороной, что начался приём в театральный вуз. Явился. Прочитал басню про Ворону и Лису. Расслабился. Но в приёмной комиссии сидел Михаил Рабинович. Он задал коварный вопрос: «Вы часто ходите в театр? Сможете рассказать о спектаклях, которые видели?». Студентов колледжа в театр, конечно, водили, но озорным ребятам было чем заняться помимо наблюдения за игрой артистов. Как говорится, у актёров была своя свадьба, у зрителей – своя.
Что делать бедному абитуриенту? Единственный выход – сыграть роль усердного зрителя. Получилось! Приняли! Ильдар Сахапов снова стал заниматься сразу в двух учебных заведениях: в колледже радиоэлектроники и Уфимской государственной академии искусств. И оба, кстати сказать, окончил. Уже в студенческие годы Ильдар играл на сцене Государственного академического театра РБ в спектаклях «Пельмени с Фёдором» и «Укрощение строптивой». А в 2005 году поступил в Стерлитамакский русский драмтеатр.
За 10 лет артист исполнил около 30 разноплановых ролей. Хотя некоторые постановщики спектаклей видели красивого актёра лишь в одной. Режиссёр из Нальчика Владимир Теуважуков, который поставил в нашем театре комедию «Блэз», говорил об Ильдаре Сахапове: «Амплуа этого молодого обаятельного актёра – герой-любовник. К тому же, он обладает несомненным комедийным талантом, редкой способностью увидеть смешное в самой обычной ситуации». Это, конечно, так, но прожжённых театралов больше интересует не что актёр играет, а что он скрывает, поэтому я спросила:
- Ильдар, при явном комедийном даре и весёлом оптимизме, как удалось вам так убедительно сыграть роль Петра в драме «Вот такая любовь»?
- Не буду скрывать, изначально я не мог представить себе, как изобразить деревенского мужика, да ещё заведующего производством. Долго мучился. Наконец, придумал выход. Отправился к родне в Болтачевский район. Пожил там, понаблюдал и сыграл… своего родного дядю.
- То есть артист работает как фотограф?
- Нет, конечно. Актёр не фотографирует своего героя. Он становится им со всеми достоинствами и недостатками, оттенками души, внешними особенностями. То есть происходит полное превращение одного человека в другого. Таинственный процесс. Его не объяснить словами.
- Есть опасность навсегда остаться в образе?
- Нет. Но если вы заметили, многие актёры – многогранные личности. Случается, мы берём у своих персонажей то, что нам нравится. Почему нет? Бывает, прилипает и то, что не нравится. Издержки профессии… Я, как бы там ни было, считаю, что в театре оказался неслучайно, и всегда готов играть самые разные роли.