На улице – нестерпимый зной, а на витрине – снежинки! Эти почти невесомые салфеточки связала Елена Филиппова. Искусница соединила несколько узорных звёздочек – получился чудесный воротничок к платьицу маленькой принцессы. От причудливо связанного покрывала глаз не отвести! Но музей есть музей: посетители выставки попутно узнали много интересного.
Вязание, как ни странно теперь это слышать, изобрели мужчины. И оно было только их привилегией. В гильдии вязальщиков – никаких женщин! Увлекались вязанием не только ремесленники, но и дворяне. Благородные рыцари, покинув театр военных действий или опаснейший турнир, возвращались в родовой замок, снимали латы и проводили долгие зимние вечера… со спицами, клубками, крючками.
Прошло каких-нибудь два-три столетия, и женщины перехватили инициативу. Но мужчины не сдавались. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл всё-таки мужчина, а главный приз – Золотой крючок – ему вручала лично Эсте Лаудер – основательница всемирно известной корпорации косметики и парфюмерии «Estee Lauder».
На вопрос, почему, несмотря на развитие текстильной промышленности и появление огромного количества тканей, разнообразных по своей фактуре и качеству, вязание по-прежнему на пике популярности, Елена Филиппова ответила:
– Мастерица с воображением превращает вязание в творчество. Так рождается произведение искусства. Уникальная возможность придумывать (разнообразие узоров практически неисчерпаемо) и делать нестандартные художественные изделия – вот главная причина живучести вязания. Но привлекает не только результат. Сам процесс приносит большое удовольствие. Для нас, женщин, вязание – язык красоты, который не нуждается в переводе.
Витрина с шедеврами вязания соседствует с выставкой изделий из бисера. Это волшебный сад с есенинскими берёзками в золотой бисерной листве, яблоньками и целым собранием самых разных цветов – фиалок, нарциссов, крокусов. Всё это дело рук Юлии Доброгорской.
– Юля, бисероплетение тоже имеет свою историю?
– Конечно. Она очень интересная. Точно неизвестно, когда появилось бисероплетение. Однако до нашего времени дошли изделия из бисера, которые были сделаны в Древнем Египте. Там даже одежду умудрялись смастерить из бисерной сетки. Бисер современного вида появился в XV веке в Венеции. Разглашение секрета изготовления каралось смертной казнью. Однако эта тайна стала известна в Богемии. Богемский бисер отличался лёгкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В Россию его привозили из Венеции и Богемии. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Крестьянки низали, ткали, вышивали воротнички, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны. Недаром тогда говорилось, что «бороной да иглой деревня стоит».
– Сейчас, похоже, мода на бисерные изделия возродилась?
– В наши дни бисероплетение развивается в двух направлениях. Во-первых, это плетение традиционных цепочек и гайтанов, а также новых украшений. Во-вторых, сейчас большим спросом пользуются стилизованные изделия из бисера для оформления интерьера. Например, всевозможные настенные панно, цветы и деревья. На выставке представлены самые разнообразные цветы и деревья. Лично мне очень нравятся фиалки, и я с удовольствием плету из бисера эти скромные цветочки.
Кроме вязаных и бисерных шедевров, почётное место на выставке занимают изделия из шерсти, выполненные в технике фелтинга.
(Продолжение статьи читайте в газете “Стерлитамакский рабочий” от 23 августа 2016 года)