15 ноября в Стерлитамакской картинной галерее состоится открытие персональной выставки заслуженного художника РБ Расиха Ахметвалиева. Если ты понял что-то главное, то можно никуда не ездить — твоя сущность останется с тобой. Слова художника Расиха Ахметвалиева. Чуть перелицованные, они звучат тоже вполне по-ахметвалиевски: «Если ты понял что-то главное, то куда бы ни поехал, сущность останется с тобой». Его отъезд, жизнь и работа во Франции, в северном городке Амфлер мало что изменили в творческом облике художника: он все тот же певец изменчивой, ускользающей, излучаю¬щей свет женской красоты и тихой мерцающей радости. Его музы по-прежнему счастливы и эфемерны. Их сча¬стье, по собственному убеждению Расиха, в том, что они не стремятся быть лучше, чем на самом деле... Хороши такими, какие есть. Шарма в них хватало и без француз¬ского опыта, и галльский антураж - покачивающиеся на волнах катера и яхты, играющий с невесомым шар¬фом морской ветерок и набережная канала - лишь оттеняют знакомые образы. В том, что на уфимского художника положил глаз и пригласил работать французский галерист Робер Барто, нет ничего случайного или неожиданного. Пер¬вым впечатлением Робера Барто стал вывезенный за рубеж друзьями художника каталог работ Расиха Ахметвалиева. Знакомство состоялось на столичной вы-ставке «Арт-Москва». Галерист признался, что видит в Ахметвалиеве продолжателя традиций французского искусства и пригласил погостить на родине импрессионистов. За десять дней необременительной поездки Расих узнал, что Робер Барто — владелец галерей в Париже, Ницце, Крошвиле, Амфлере, что с ним работают художники со всего света и получил предло¬жение заключить контракт. Из пяти предложенных лет согласился на год и добросовестно выполняет ого¬воренные условия - на время действия контракта не предлагать работ другим галеристам. И если невольно и возникает мысль о французской ссылке Расиха Ахметвалиева, то это самый сладкий плен, в какой толь¬ко может угодить художник: у него открытая Шенгенская виза, удобные апартаменты и мастерская с видом на цветущее даже зимой дерево и вечнозеле¬ные кипарисы, за которыми плещется Ла Манш. Доба¬вим к этому, что находящийся в двух часах езды от Парижа Амфлер - это город 60 галерей, и в витринах четырех из них выставлен уфимский художник с экзо¬тической для Франции фамилией Akhmetvaliev. Он не стремится выделить французскую пору творчества в отдельный стилистический период. Остается прежним - лирическим, лучезарным, светлым и спокойным. Его не провоцирует опыт модных художников, выставленных в парижском Музее современного искусства в Культурном цент¬ре Жоржа Помпиду: туристы толпятся у полотен Ильи Кабакова, Дубоссарского, Виноградова. Цена билета сюда та же, что в Лувр, — пять с половиной евро. Цена картин — запре¬дельная... С обидой за Лувр и его шедевры задаю «вредный» вопрос: «Для французов модное - синоним прекрасного и вечного?» Расих беззаботно улыбается. Это его ответ. Еще будучи в Уфе, сказал в телеинтервью каналу «Культура», что если душа настроена на правильную волну, то приходит ощущение покоя. И добавил чисто по-русски: «Все будет хорошо!» Чем не современный живописец счастья?
Живописец.
Заслуженный художник Республики Башкортостан (2010).
Член Союза художников России с 1992 года.
Член творческой группы «Инзер» (1989–1993).
Член творческого объединения «Чингисхан» с 1990 года.
Лауреат Первой Международной независимой культурологической премии Независимого культурологического фонда «Туран» (Казань) за 1993 год (в составе ТО «Чингисхан»).
В 2002–2005 годах жил и работал в Онфлёре (Нормандия, Франция),
в 2005–2009 годах — в Париже. Сотрудничал с галереями Робера Барту, с 2009 года — с галереей «Visio Dell’Arte» в Париже.
Произведения Расиха Ахметвалиева хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Московском музее современного искусства, Музее национальной культуры Национального культурного центра «Казань», Новосибирском государственном художественном музее, в галереях и частных собраниях в России и за рубежом.
Участие в выставках, аукционах
1990 Выставка группы художников "Чингисхан", Дворец им. И.И.Газа, Санкт-Петербург;
1991 "Татарт-91", Музей этнографии, Мраморный зал, Санкт-Петербург;
1992 Выставка художников Башкортостана, Зальцбург, Австрия;
1994 "Грезы луны", галерея "Мирас", Центральный Дом художника, Москва;
1995 Выставка художников группы "Чингисхан", Союз художников Башкортостана, Уфа;
1996 "Возвращение Чингисхана", Культурологический фонд "Туран", Культурный центр, Казань.
Библиография
"Сезоны", Хроника российской художественной жизни, Москва, 1995, C.118, 262;
"Восток и запад в живописном контексте Урала", "Слово", Уфа, 1994, C.7;
Каталог международной художественной ярмарки "АРТ МАНЕЖ", 1996;
Каталог международной художественной ярмарки "АРТ МАНЕЖ", 1997;
Ралия Мусина "Всадник, уходящий в небо", газета "Культура", N14, 16-22 апреля, 1998;
Каталог международной художественной ярмарки "АРТ МАНЕЖ", 1998;
Каталог международной художественной ярмарки "АРТ МАНЕЖ. Евразийская зона", 1999;
Каталог "Евро Арт", Барселона, Испания, 1999.