Тонкие трепетные пальцы легко взлетают над клавишами, и от наполняющих комнату звуков оживает, оттаивает душа.
- Как хорошо! Что ты сыграл, Серёжа?
- Это «Фантазия-экспромт» Шопена, – Сергей смущённо смотрит на инструмент. В учебный класс медленно вползает нежаркое сентябрьское солнце. Суббота – один из редких теперь дней, когда у Сергея Сибряева есть возможность побыть дома, с родителями, ненадолго забежать в родную музыкальную школу, к своему первому, а потому особенно любимому педагогу.
- Серёжу привели ко мне шестилетним мальчиком, – говорит преподаватель по классу фортепиано детской музыкальной школы № 1 Елена Алексеевна Зиберт. – Он как-то сразу поразил меня своей серьёзностью, сосредоточенностью. И ручка у него сразу встала, и ноты он выучил быстро. И уже в первом классе мы с Серёжей поехали на конкурс. Сначала успешно прошли отборочный тур в Салавате, а потом выступили на Всероссийском конкурсе в Уфе, заняв там третье место.
С тех пор педагог и её талантливый ученик ежегодно принимали участие в шести-семи конкурсах. Выступали в Оренбурге и Праге (первое место), в Екатеринбурге и Мадриде (первое место), в Уфе и Санкт-Петербурге.
- В Екатеринбурге на конкурсе была серьёзнейшая конкуренция, – вспоминает Елена Алексеевна. – Но Серёжа очень эмоционально сыграл «Ноктюрн» Грига и в итоге стал третьим!
- У вас много таких учеников? И в чём секрет Серёжиных достижений?
- Серёжа у меня один такой, хотя я занимаюсь со многими способными детьми. Что до успехов, то тут всё не так просто. Конечно, боженька его в темечко поцеловал. Но тут не менее важны такие качества, как трудолюбие, усидчивость, исполнительность, стремление довести свою технику до совершенства. Чтобы добиться в творчестве успеха, одного таланта маловато. Я как педагог, всегда старалась вдохновлять его на работу и дальнейшую учёбу, не давала расслабиться.
Сегодня Сергею пятнадцать. После окончания музыкальной школы и восьми классов общеобразовательной (и там, и там он успевал на «отлично», а в 2013 году даже был стипендиатом Президента РБ) одарённый юноша поступил в Уфимский специальный музыкальный колледж, в класс профессора Рустама Раджаповича Шайхутдинова.
О своих ощущениях от жизни и учёбы на новом месте юный музыкант говорит сдержанно:
- Появились новые предметы, режим дня ужесточился, от меня требуется большая отдача. Из дома уехал, теперь живу в интернате, в комнате нас трое. Конечно, вдали от родителей твоя жизнь меняется, но я себя к этому внутренне готовил. Да и летний сочинский опыт пригодился.
В образовательный центр для одарённых детей «Сириус», созданный по инициативе Президента РФ Владимира Путина, Сергей попал благодаря своим способностям. Вместе с Еленой Алексеевной они отправили видеовыступление Серёжи на конкурс имени П.И.Чайковского. Это и стало отправной точкой для поездки в «Сириус».
- А что ты записал для конкурса Чайковского?
- Произведения Рахманинова и Чайковского.
В образовательном центре Сергей провёл всю третью смену – с 1 по 24 августа.
- В первую смену там были скрипачи, во вторую – народники. Среди пианистов Башкирию представлял я один, – делится впечатлениями Сергей. – Было очень интересно: мы занимались игрой на фортепиано, брали уроки композиции, на занятиях по сценическому движению нас учили, как правильно вести себя на сцене. Музыкой я занимался у профессора Московской консерватории Владимира Павловича Овчинникова. Нас разделили на три группы, две другие брали уроки игры на фортепиано у московских профессоров Диева и Воскресенского. Затем каждая группа давала концерт.
- А как вы отдыхали? И что понравилось тебе больше всего?
- Купались в море, плавали в бассейне, играли в настольный теннис. Ходили в парк аттракционов, были на экскурсии в Красной поляне, на «Роза-хуторе», в олимпийском парке.
В центре «Сириус» три основных направления – искусство, спорт и наука. В нашу смену спорт представляли хоккеисты и фигуристы, искусство – балерины, а науку – физики. Все мы прекрасно общались между собой, особенно подружились с балеринами и танцовщиками. Ребята приехали в центр из разных уголков России – из Калуги, Перми, Петрозаводска, Москвы, Питера, Тувы. У нашего отряда была единая форма – имиджевые футболки оранжевого цвета. Спортсмены щеголяли в фиолетовых, юные учёные – в белых. Прощаясь, мы расписывали друг другу футболки пожеланиями.
Кстати, сам Сергей не производит впечатление хилого мальчика с нотами под мышкой. В свободное время он любит погонять с ровесниками в футбол, а в Сочи на турнире по плаванию даже занял третье место.
- Спорт помогает сосредоточиться на результате, – говорит он.
Свою будущую судьбу Сергей Сибряев связывает с музыкой.
- Если ты не понимаешь того, о чём играешь, то ты плохой музыкант, – убеждён он. – Надо вкладывать в своё исполнение душу, переживать сильные эмоции. Иногда я следую за автором музыки, а иногда наполняю мелодию, которую исполняю, своими мечтами, переживаниями, воспоминаниями…
- Серёжа, а ты уже влюблялся?
- Да, наверное. Симпатия к девочке у меня возникала.
- А это чувство помогает или мешает творчеству?
- Помогает. Дарит вдохновение, подталкивает к тому, чтобы пробовать сочинять самому.
У его единственного, написанного в Сочи произведения пока нет названия. Когда он играл нам мелодию собственного сочинения, и у меня, и у Елены Алексеевны в глазах блестели слёзы.
- Просто поймал вдохновение и записал на листке, – рассказывает о том, как сочинялась мелодия, Серёжа. – А потом сел и переложил на ноты.
О том, как начал заниматься музыкой, он вспоминает с улыбкой:
- В садике я хорошо пел. И воспитательница посоветовала родителям учить меня музыке. Однажды утром мама взяла меня за руку и повела в музыкальную школу.
В музыкальной карьере Сергея есть и сольные выступления, и дуэты с флейтой и фортепиано. Из фортепианных дуэтов ему особо памятен дуэт с Дмитрием Маликовым. Они сыграли вместе во время интерактивного шоу «Уроки музыки с Дмитрием Маликовым», Серёжа тогда учился в пятом классе.
- У тебя есть кумиры в области исполнительского искусства?
- Пожалуй, Денис Мацуев. Мне нравятся его темперамент, его манера исполнения.
- А как ты думаешь, победы необходимы творческому человеку?
- Да, это нужно для самосовершенствования, для желания двигаться вперёд, развиваться. Это стимул для творчества.
Когда наша встреча уже подходила к концу, я набралась решимости и попросила Серёжу сыграть со мной в четыре руки единственное, что я могу играть на фортепиано, – «Собачий вальс». И мы сделали это! Возможно, совсем скоро наступит время, когда я буду гордиться тем, что сидела за одним инструментом с самим Сергеем Сибряевым.