Всероссийская акция «Ночь искусств» в стенах Стерлитамакского театрально-концертного объединения была отмечена встречами участников четырёх творческих проектов режиссёра Руслана Юлтаева со зрителями. Это телепроект «Весело живём!», телевизионные сериалы «Птица счастья» и «Сируси», а также короткометражный художественный фильм «Три письма», премьера которого состоялась в сентябре в Уфе. Встречу открыл сам режиссёр. Он рассказал о том, как всё начиналось: как большая любовь привела его в театральный коллектив, где он встретил свою будущую жену, молодую актрису Стерлитамакского башкирского театра Зиляру Тухбатову (Юлтаеву).
В 2008 году он предложил тогдашнему руководству театра проект «Весело живём!» по типу «Городка» или «6 кадров». Руководство отнеслось к идее весьма благосклонно. Была закуплена полупрофессиональная аппаратура, отобраны артисты, и началась работа над юмористическими миниатюрами. Проект купило БСТ, благодаря чему стерлитамакские артисты стали популярными и узнаваемыми в республике. Резко возрос и авторитет коллектива в театральной среде. Но главный результат этого проекта в том, что его участники смогли почувствовать себя полноценными киноартистами. Теперь они абсолютно «не видят» камеры и играют по законам кинодраматургии: спокойно, без сценического надрыва.
Эта мысль неоднократно повторялась потом в выступлениях артистов. Так, народная артистка РБ Физалия Рахимова считает, что работа с Русланом Юлтаевым – настоящая творческая удача. До этого ни в одном из театров республики не было подобных проектов.
– Поначалу велико желание играть во весь голос, – признался даже такой именитый мастер сцены, как народный артист республики Равиль Галин. – Хотя это далеко не первая моя роль в кино. Первая была в музыкальном фильме «Башкирская свадьба», снятом ещё в 1960-х годах режиссёром А.Абдразаковым. Затем были съёмки в сериале «Дочь луны» и главная роль в фильме «Кинзя» о сподвижнике Е.Пугачёва Кинзе Арсланове.
… Если на сцене ты можешь импровизировать, волен в жестах, в мимике и даже можешь немного изменить текст, то в кино дубль за дублем приходится повторять одни и те же жесты, одни и те же слова. Слово в слово. А после съёмок начинается озвучка. И тут самое сложное – попасть…
Об этом же говорила и актриса Айгуль Зубайдуллина: «У сцены – свои законы. Если в спектакле сфальшивил, сыграл не так, как надо – второго дубля не будет. Уж коли что-то пошло не так, надо незаметно для зрителя найти выход».
Работать над фильмом «Три письма» Фирзане Губайдуллиной было легко. Во всяком случае, она сама так считает:
– Я настолько вошла в роль, что когда съёмки закончились (а они длились с февраля по май), ещё долго не могла выйти из образа, – призналась актриса. – Это, кстати, мне потом помогло в работе над озвучиванием фильма…
На вопрос: «Что легче: заставить зрителя смеяться или плакать?» режиссёр ответил, что в телепроекте это вообще не проблема. Актёрский состав театра столь разноплановый, что можно снять любой сюжет – от смешного до трагического. «Творческий диапазон и амплуа коллектива мне хорошо знакомы, – сказал он, подводя итог выступлению, – и для каждого сюжета я могу подобрать актёров без проблем».
Заслуженная артистка РБ Зульфия Халилова сама озвучила вопрос, который чаще всего задают ей зрители за пределами города. Тех, кто мало знаком с творчеством Стерлитамакского башкирского театра, больше всего волнует, как они снимаются в постельных сценках с Азаматом? Не возникает ли у неё потом проблем в семье? И успокаиваются, узнав, что она и Азамат – муж и жена.
Порой звучат совершенно неожиданные вопросы. Один солидный дядечка поинтересовался, почему у них в квартире обшарпанная дверь. Дело в том, что многие эпизоды снимались у них дома, и на дверь внимания не обращали. Дверь как дверь. Но после замечания зрителя её заменили.
Народная артистка Башкортостана Ниса Бакирова не считает себя киноактрисой. «Я прежде всего – театральная актриса, – говорит она. – Кино любит крупные планы, красивые лица, большие глаза. То, чем я не могу блеснуть с экрана. Поэтому комфортней я себя чувствую на сцене, где требуется внутренняя красота…».
Она не считает себя мэтром сцены. Каждая новая роль для неё – открытие. Ведь каждый образ – это чья-то отдельная судьба, в которую предстоит вжиться. И её надо не сыграть, а прожить на сцене.
Закончилась встреча, длившаяся несколько часов. Всё это время артисты рассказывали о себе, своей работе, делились творческими планами, подробно отвечали на вопросы поклонников. А впереди их ждали новые встречи: на спектаклях, у экранов телевизоров и кинотеатров.