- Сегодня многие из наших соотечественников считают себя людьми верующими, поступая при этом вопреки учению Христа…
- Я вновь буду говорить о самом больном, о том, чем я живу, о том, что я переживаю. Вот совсем свежий пример из жизни. Женщина работает няней в больнице. Человек она православный, ходит в храм, соблюдает посты. Руководство больницы открыло у себя две молельные комнаты – православную и мусульманскую. Так вот моя знакомая наотрез отказалась убирать молельную комнату для мусульман.
Того ли хочет от нас Христос?
Вернемся к внешним приметам - пресловутым брюкам, платочкам на головах. Не менее двух-трех раз в неделю меня непременно спрашивают об этом прихожане. Хорошее дело традиция, великое сокровище наше православное! Однако замечательное учреждение – музей. Только жить в нем невозможно, да и экспонаты руками трогать нельзя.
Афон – монашеская республика, состоящая из множества монастырей. И в одном из них вдруг выдвинут лозунг «Православие или смерть». Но наш Божественный Спаситель сказал о себе, что он «Жизнь, Истина и Путь». И ни слова о смерти.
Что главное в православии? Не платочек на голове, не юбка определенной длины, не воинственное отношение к иноверцам. Самое главное в нем - Христос. Я люблю и знаю православную традицию. Но она должна быть чем-то освещена (или, если хотите, освящена), иначе она мертвит, лишает саму веру смысла.
- Сейчас многие связывают аномальную жару и связанную с ней засуху с тем, что человечество погрязло в грехах. А что вы думаете по этому поводу?
- Да неужели Бог не знает наших нужд?! А если вдруг похолодает, мы через пару-тройку дней начнем роптать уже по этой причине. Человеку живому Бог угодить не может.
Сегодня нашей России вновь дается шанс встретиться с Христом, но встреча эта будет не массовой, а индивидуальной. А когда она состоится, тогда девушка, встретив суженого, непременно наденет наряд невесты. Все это произойдет самым естественным образом: человек пойдет на свидание с Богом. Ещё не ощутила человеческая душа, что она идет на свидание. И человеку именно поэтому непонятны требования благочестия. А рвение некоторых воинствующих христиан приводит к прямо противоположному – человек отворачивается от истинной традиции, не почувствовав её вкуса, её красоты, её сущностного значения.
- Мы беседуем с вами в канун Успенского поста. Читатели уже задают вопросы: «А не опасно ли в жару держать пост?», «Насколько извиняет христианина его плохое самочувствие, если он решил не поститься?». И так далее…
- И пост, и молитва, и благообразный внешний вид – это всё жертва. Она осмысленна, если она, во-первых, приносится кому-то, а во-вторых, если она добровольна. Иначе все обессмысливается и обесценивается. Кто же из любящих Христа посетует, что богослужение слишком долго длится?! Напротив, сколько бы оно ни длилось, верующей душе всё будет мало.
Надо медленно, бережно восстанавливать традицию, ни в коем случае не выплескивая её сути. В этом мне видится роль церкви в обществе.
Может, есть люди, у которых Встреча с Богом уже состоялась. Приходящие ко мне только ищут. А я простой грешный человек, для встречи со мной не надо соблюдать никакие дресс-коды. Это рабочая встреча, и я с одинаковой охотой поговорю и с женщиной в брюках, и с молодым человеком в шортах. Вместе и поплачем, вместе и порадуемся достаточно прозаичным вещам. До слёз покаяния, до праздника, до радости Встречи ещё далеко. Но это первый шаг, и его нужно сделать. Поэтому мы вместе будем учиться не терпению в христианском понимании, а терпению постоять на службе, выдержать пост, то есть вещам бытовым, повседневным.
- Русская вера, русская православная традиция. Почему современные богословы так часто оперируют именно этими понятиями, забывая, что христианство многонационально?
- Традиция традиции рознь. Сейчас к православной церкви притягиваются языческие обряды. В светских изданиях часто можно прочесть: «Сегодня именинники Денис, Павел, Федот…». Однако бывает, что это Федот, да не тот. В православии важны личностные отношения, а не формальная принадлежность к чему-либо или кому-либо. Язычество потихоньку вползает в церковную жизнь, начинает называться православной традицией, по своей сути таковой не являясь.
- А как же народность?
- Слово «народ» на церковно-славянском означает «язык». Народный - значит языческий. Однако одной из причин того, почему христианство так победоносно вошло в мир, стало то, что эта религия не была этнически привязанной. Изначально эта вера была интернациональной. А мы всё время говорим о русской вере, забывая при этом, что православные – это и чуваши, и мордва, и украинцы, и многие другие народы. А уж если говорить о представителях, то христиане есть в любой национальной среде.
Современному человеку катастрофически не хватает терпимости, мудрости, искренности. Духовного чувства достаёт только на то, что религиозно окрашено – это и язычество, и эзотерика, и рериховское учение. Дошло до того, что человек, считающий себя православным, читает газетку «Оракул» и следует её советам. Да православная традиция гораздо шире, чем нам пытается преподнести отдельно взятая ревнительница веры в платочке! И святая традиция даёт свою интерпретацию многим таинственным явлениям этого мира.
- Сейчас все озабочены поисками физического здоровья – и в храме, и вне его. Вам, как священнику, проводящему отчитки, это известно лучше многих.
- Не очень характерно для православия само пожелание здоровья. Не удивляйтесь, это так. Потому что жизнь человеческая не исчерпывается только лишь нашим пребыванием на земле. И уж что-что, а здоровье мы туда не возьмём. Совсем не важен врачебный диагноз в случае физической смерти. А смерти духовной человек современный, увы, не боится.
Да, по благословению священноначалия я занимаюсь сложной духовной практикой. А люди приходят ко мне в поисках физического здоровья. И очень сложно убедить их в том, что это не самое главное. Рекомендациям газеты «ЗОЖ» верующие люди сегодня следуют с большим усердием, чем требованиям церковного устава.
Что посоветовать и мирянам, и батюшкам?
Учиться, не прерывая связи времен. В мудрых книгах есть все ответы. Только информацию надо не проглатывать, а тщательно переваривать.
В книге о церковной жизни Киево-Печерской лавры я вычитал такой факт: первые три дня Великого поста следует соблюдать сухой пост, а согласно уставу монастыри наши ведут общежительный образ жизни, что предполагает коллективную трапезу. Так вот, в первые три дня поста общей трапезы не было, по каждому в келью приносились хлеб, капуста, постное масло с тем, чтобы сильные духом не трогали еды, а слабые – не искушали ближних.
Мария Египетская, уходя в пустыню на свой подвиг, брала с собой два хлеба, которыми питалась долгие годы. Нынешние наставники требуют, чтобы и мы, уходя на поприще поста, следовали примеру преподобной Марии. Но тем, кому посчастливилось бывать в местах её подвига, показывали травку, которой она питалась. Не только хлеб, который невозможно растянуть на годы, был в её рационе. А значит это, что житие Марии воспринимается многими как миф, сказка. Ну, а со сказки какой спрос?!
Пытливый человек должен во всех нюансах разобраться сам. Тем более что в системе христианских ценностей не традиция является первой. Традиция нуждается не только в реставрации, но и в ревизии. Однако всякая традиция вне Христа бессмысленна.
Недавно я вернулся из Италии с конференции международной ассоциации экзорцистов, где делал доклад, высоко оцененный профессорами Грегорианского университета. Не будучи кандидатом богословия, я тем не менее не перестаю учиться. Священнослужитель обязан учиться всю жизнь, иначе он просто перестает быть пастырем, наставником. Учение – это работа, необходимая для каждого человека, считающего себя православным.
- Я знаю довольно большое количество людей, которые не находят ответы на свои вопросы ни в книгах, ни в церкви. Вы могли бы выслушать каждого из них?
- Чем больше будет конструктивно спорящих со мной людей, тем лучше. Очень боюсь тех, которым все понятно заранее, особенно в духовных вопросах. С ищущими встречусь с радостью – и лично, и по Интернету. На дворе XXI век, я и мои помощники идем в ногу со временем. Мы открыли в Интернете свой сайт RHRAM.RU для широкого общения со всеми, для кого вечные вопросы не являются второстепенными. Я думаю, нет, я убежден, что на Встречу с Христом лучше идти вместе. По дороге подтянемся. И, может быть, в том числе сменим брюки на юбки.
Беседовала Марина ВОРОНОВА
ФОТО СЕРГЕЯ КРАМСКОВА
К отцу Симеону люди приходят и за физическим, и за духовным здоровьем
Источник: Стерлитамакский рабочий
13.08.2010 11:19